Про потрясающего певца и музыканта Сергея Старостина написать хотелось очень давно и особенно после посещения двух концертов с его участием. У многих русских есть абсолютная апатия, даже неприятие того, что называется русской народной музыкой. Потому что вся эта клюква хороводов-в-кокошниках или а ля-энигма вроде Ивана-Купала мимо и ума, и сердца. В «продвинутых кругах» принято восторгаться этнографическими записями бабушек из глухих деревень (даже Ocora пошла по этому пути) или эскимосских пожирателей мухоморов, но это так - авторитет поднять, никто для удовольствия подобную музыку не слушает. А Сергея можно и интересно слушать - это по-настоящему живая и современная русская народная музыка, со всеми положенными корнями и удивительными новыми ветками. А как сильно они качают вместе с Волков-трио! Просто одно из сильнейших концертных впечатлений за всю жизнь. "Из того, что мне приходилось записывать в экспедициях, а объем этот достаточно велик (около 2500-3000 песен), 90% песен грустные. Нельзя все спихивать на тяжелый быт, с одной стороны, или на фонетику, распевность русского языка - с другой. Я думаю, что народная песня существует для того, чтобы пропетые в песне события, грустная история не случились со мной и моим окружением в реальной жизни - покинутость, неразделенность чувств, вдовство, сиротство, смерть." Сергей Старостин родился в полдень 1 января 1956 в подмосковском Одинцово (мама была, видимо, этому дополнительно рада). Основные перепитии первых лет детства и юности он описал в автобиографии на сайте Инны Желанной. Пересказывать не буду, стоит почитать тут.
Три основных проекта, с которыми выступает Сергей - это Farlanders, Волковтрио и Moscow Art Trio. Кратко о каждом: Альянс, наряду с Вежливым Отказом, в начале 90х были одними из самых интересных представителей московской электроники. Вполне коммерчески успешной - песня Альянса "На заре" тогда звучала практически везде. С приходом певицы Инны Желанной, а затем Сергея Старостина направление группы изменилось в сторону этно (фолк)-джаз электроники. Альбом Сделано в Белом (1991) до сих пор остается одним из лучших в своем роде. В 1993 он добрался до Европы (конкретно Франции) и был признан лучшей записью World-music выставки-ярмарки MIDEM (слава этой музыкально-технологической тусовки давно померкла, но в то время значило немало). После этого пика группа практически развалилась. На основе последнего состава в 1994 Инна Желанная создала свою группу: Сергей Старостин, Сергей Калачев (бас), Сергей Клевенский (духовые), Игорь Журавлев (гитара, вокал). Плюс ударник - которые менялись один за другим. Песня Инны 'Дальше' попала в сборник One World американского этно-лэйбла Putumayo: впервые для русских, и сразу среди таких громких имен, как Papa Wemba, Peter Gabriel (с Youssou n'Dour), Angelique Kidjo, Toure Kunda, Johnny Clegg & Juluka и даже ушедший Bob Marley. Группа попала в обойму сливок этно-тусовки и год откатала в мировых гастролях по профильным фестивалям. Проект оставался безымянным до 1998, когда по коммерческим соображениям получил имя Farlanders (Иноземцы). Волковтрио было создано в Санкт-Петербурге в 1995 году в составе: Святослав Курашов (гитара, звук), Владимир Волков (контрабас) и Денис Сладкевич (ударные). Сергей Старостин принял участие в записи их второго альбома Немного лучше. В 2002 появилась запись Старостин-Курашов-Волков (струнная часть Волковтрио), Под светлым месяцем, в таком же составе они выступают по клубам. На одном подобном концерте мне абсолютно случайно довелось побывать. Как продолжение этого проекта можно рассматривать сотрудничество Сергея с Леонидом Федоровым, лидером питерского Аукциона и Андреем Котовым, руководителем хора духовной музыки Сирин. Пока вместе они выступают довольно редко (первый концерт состоялся 24 ноября 2002) и запись альбома только планируется. Некоторое отступление: Вся эта довольно пестрая и тесная этно-фолк-джаз-авангард-"новая музыка" тусовка записывается/выступает/работает много не только потому, что это образ жизни, но и в большей степени потому, что иначе не проживешь. Это по-настоящему рабочий кусок хлеба. Наивно считать, что на профильных фестивалях в Европе и Америке можно прилично заработать. Во всем мире единицы из неформатной музыки добираются до хит-парадов, стадионных гастролей, контрактов с крупными лейблами. Все африканские музыканты в конце концов упирались в один и тот же фестивальный потолок и даже Youssou n'Dour не смог выбраться из пыльного угла world-music. Нашим музыкантам там светит еще меньше: за время трипа по этно-отделам музмагазинов Европы не было обнаружено ни одной(!) записи русских. Были тувинцы, киргизы, азербайджанцы (все на сборниках, довольно среднего качества). Пара дорогих компактов Саинхо (по 37€, чтобы точно никто не купил). Даже монголы попались, не говоря уже о море китайцев и японцев. Не было только русских... ввиду полного отсутствия у них музыки, как я понимаю. Аркадий Шилклопер и Михаил Гальперин вполне успешно существовали в виде дуэта до "исторической" встречи с Сергеем, когда он спонтанно спародировал на рожке их репетицию через нетолстые стенки общего гастрольного жилища. Результат наложения аутентичных звуков на «новую музыку» показался всем участникам события довольно интересным и со временем оформился в проект Moscow Art Trio. Аркадий Шилклопер известен как активный участник и продюсер очень многих «пограничных» музыкальных проектов. По линии этно он сотрудничал с Хуун-Хуур-Ту и болгарским традиционным хором Ангелита (прославившимся работой с Peter Gabriel). Сергей Старостин, в свою очередь, вместе с певицами Ангелиты - Соней Ивковой, Татьяной Дюпариновой, Юлией Колевой и Надей Владимировой - создал свой «славянский» проект Sergey Starostin's Vocal Family. В его активе один альбом Journey (2000) и нечастые выступления. Вторым разом, когда мне лично довелось услышать его вживую, был расширенный концерт Дживана Гаспаряна: первое отделение - «с друзьями», второе - традиционное. Друзья были сплошь европейские (и мало впечатлившие, на самом деле) - и среди них Сергей Старостин, который довольно странно смотрелся в этой мутном псевдо-джазовом коктейле. Хотя несколько моментов попеременного солирования/поддержки дудука Дживана и дудок Сергея запомнились очень ярко. Также Старостин выступает куратором концертов русской народной (традиционной) музыки в культурном центре Дом. Участники - все те же упомянутые выше плюс носители живого фольклора, аутентичные бабушки. ©2005 sahua d. fin. |