Новый век - новые струны. Даже в сказочном королевстве, неизменном как пустынный песок. Принц Кора, Toumani Diabaté, прямой наследник великой традиции Manding, открывает себе и миру звук наступивших времен.

"Мир меняется. И в этом для меня есть определенная проблема. Мой отец - Король Кора. И я могу быть просто Принцем Кора, но эксперименты нужны прежде всего мне самому."

Toumani Diabate родился 29 марта 1965 в столице Мали, Бамако в семье гриотов. Его отец, Sidiki Diabate, был по-настоящему легендарным исполнителем на кора в Восточной Африке. После получения Мали независимости в 1960 он вместе со своей первой женой (матерью Toumani), певицей Nene Koita, был приглашен в Национальный Инструментальный Оркестр Мали, собравший лучших традиционных музыкантов того времени. На Black Arts Festival Festac 1977 его официально провозгласили "Королем Кора" и даже после своей смерти Sidiki Diabate остается духовным учителем многих современных исполнителей.

Мальчик начал учиться игре на кора с четырех лет и в школе его уже часто приглашали выступать на местных праздниках. В то время правительство развернуло широкую программу по пропаганде родной культуры и поддерживало создание ансамблей, исполняющих традиционную музыку. Toumani был приглашен в ансамбль деревни Koulikoro (в 60 км к западу от Бамако) и в 13 лет состоялся его официальный дебют в их составе. В 1983 он присоединился к аккомпанирующей группе популярной певицы Kandia Kouyate, с которой об'ехал с концертами всю страну, а также побывал в Габоне и Франции.

В 1986 Toumani впервые попал в Лондон в аккомпанирующем составе уже другой певицы, Ousmane Sacko. Он пробыл там около семи месяцев, получил контракт с фирмой Hannibal и выпустил свой первый сольный альбом Kaira. Альбом был абсолютно уникальным по многим параметрам: впервые была записана чисто инструментальная музыка кора, запись была сделана целиком, без каких-либо переигровок, за примерно полдня и музыканту был всего 21 год! Запись стала бестселлером и остается одной из ключевых для музыки кора.

"Я призван донести это послание всему миру. Этот инструмент (кора) - огромной силы, щедрости и позитивной энергии. Когда ты слышишь его - неважно черный ты или белый - ты абсолютно уверен, что понимаешь, что он говорит."

В том же году Toumani Diabate уже в качестве звезды принял участие фестивале Womad в Рединге, где был особо отмечен Peter Gabriel. В Лондоне он много джемовал с разными музыкантами, далеко не всегда африканскими, перенимая их музыкальные идеи и технические подходы. Сотрудничество с индийцами обогатило его техникой jugalbandi - музыкального диалога между двумя инструментами, - которая впоследствии стала одной из его характерных фишек. Cторонники четкого следования традициям пытались обвинить музыканта в слишком явном влиянии джаза, фламенко и других популярных западных стилей на его музыку, но он не считал это проблемой:
"Малийцам никогда не приходится задумываться, слушая музыку, которую я играю. Они говорят, 'Toumani - это наши корни'."

Продолжением лондонских джемов стал мультинационный проект Songhai, об'единивший испано-цыганскую группу "нового фламенко" Ketama, малийцев во главе с Toumani Diabate и британского басиста Danny Thompson. Этим составом при участии большого количества приглашенных звезд были сделаны две записи - Songhai (1988) и Songhai 2 (1994).
В 1992 Diabate записал альбом Shake the Whole World вместе с японским исполнителем на koto Brian Yamakoshi, вышедший ограниченным тиражом только в Мали и Японии. На следующий год он снова очутился в Лондоне, где выступал со своей новой группой The Symmetric Orchestra. В составе этого трио помимо Toumani был прославленный балафонист Keletigui Diabate (много лет игравший в группе Les Ambassadeurs с Salif Keita) и молодой мастер ngoni Basekou Kouyate.

"Роль гриота в том, чтобы связывать людей между собой, а не только сохранять связь с прошлым. В Мали я могу выступать в рамках традиции. В Америке делать то же по-другому. Я могу свободно музицировать с Taj Mahal или Ketama, или японцами... Почему это должно быть не так?"

Тем же трио при участии Danny Thompson был записан второй сольный альбом Toumani Djelika (1995), названный по имени его дочери.

За одну ночь 1997 в одной из комнат, переоборудованной под студию, во вновь отстроенном Palais de Congres в Бамако Toumani Diabate вместе с Djelimoussa 'Ballake' Sissoko записали альбом кора-дуэтов New Ancient Strings - своеобразное продолжение знаменитого малийского Ancient Strings, который в 1970 сделали их отцы - Sidiki Diabate и Djelimadi Sissoko. Несколько тем с первого альбома прозвучали в абсолютно новой аранжировке, демонстрируя как сильно изменилась за почти три десятилетия традиционная музыка кора.

В 1998 Toumani в составе группы Salif Keita Wanda Band принимал участие в мировом туре Africa Fête.

Следующий кросс-культурный проект, в котором довелось участвовать Toumani Diabate, принято считать реализацией давней мечты американского блюзмена и большого экспериментатора Taj Mahal. Во многих своих интервью Taj неизменно рассказывал о давней любви к музыке кора, которая началась с купленной по случаю в начале 70х пластинки Alhaji Bai Konte's Kora Melodies from the Republic of the Gambia, West Africa. После нескольких посещений Мали в 90х, где он в частности учился игре на кора, в 1999 Taj Mahal посчитал, что настало время записать альбом с местными музыкантами. Продюсерами проекта, получившего название Kulanjan, выступили Joe Boyd и этномузыковед Lucy Duran (одна из ключевых фигур в пропаганде современной музыки Африки, продолжатель дела Andy Kearshow на BBC). Помимо Taj (взявшего себе имя Dadi Kouyate) и Toumani группа состояла из Bassekou Kouyate (ngoni), Ballake Kouyate (kora), Dougouye Koulibaly (kamelengoni), Lasana Diabate (balafon), Kassemady Diabate (balafon) и певицы Ramatou Diakite.

Taj Mahal: "Мне не пришлось переключаться от чикагского блюза к малийской музыке. Всю жизнь я только и делал, что искал американскую музыку, которая до сих пор не утеряла связь с африканской традицией, традицией, которая была нарушена 71 поколение. Этот альбом реальная связь с моими предками... Родственники, наконец, нашли дорогу домой."

Очередным открывателем «глубоко спрятанных» музыкальных корней стал Damon Albarn, лидер популярных групп Gorillaz и Blur. Под эгидой Oxfam в 2000 Albarn оказался в Мали, где получил возможность поджемовать с местными музыкантами (и, естественно, Toumani среди них) - результатом стали около 40 часов музыки, записанных на DAT-кассетах. Одним из первых, кому довелось их услышать, был глава World Circuit Nick Gold, который посоветовал их издать, наложив привычный вокал. Однако сам Albarn не представлял, что за слова можно положить на такую музыку и обратился за помощью к Afel Bocoum (как он узнал о его существовании история умалчивает)... В 2002 альбом Mali Music с именами Toumani Diabate и Afel Bocoum на обложке вышел на собственном лейбле Damon Albarn Honest Jon’s. Довольно забавная запись, честный микс почти «полевых» записей со сладкоголосьем брит-попа.

Damon Albarn: "В основном я слушал и говорил, и лишь изредка встревал своей мелодией. На наших последних альбомах я играл на одном забавном инструменте, просто потому что он мне нравился. И его тембр на удивление удачно вписался в малийскую музыку."

В феврале 2003 вышел записаный вместе с американским тромбонистом Roswell Rudd альбом Malicool, джазовый эксперимент с музыкой кора. Если дело и дальше пойдет в таком направлении, не миновать альбома Toumani Diabate, к примеру, с Huun-Huur-Tu или Oakenfold ;).

Жизнь оказалась гораздо интереснее моих спекуляций: в 2005 Toumani Diabate записал альбом In the Heart of the Moon с самим Ali Farka Toure! Об этом можно было только мечтать. Альбом вышел на редкость душевным, два талантливых человека меланхолично общаются с помощью музыки, практически без слов. Полное ощущение известного кино-эффекта, когда показывают уходящую вдаль дорогу, по которой неторопливо идет человек... просто идет, но смотреть на это можно бесконечно.
Крайне рекомендую, хорошего этно, к сожалению, выходит все меньше и меньше.

©2003-2005 sahua.
Главный источник - биография от Lucy Duran(BBC)