Идущая из глубины Дельты Миссисиппи легенда, озвученная словами блюзмена Роберта Джонсона в "Hellhound On My Trail", требует от музыканта продажи души дьяволу, чтобы создавать музыку, имя которой блюз. Ali Farka Toure не продавал своей души на перекрестках черного Юга, но всегда держит в поле зрения djinns (духов, которые могут помочь или привести к смерти, в зависимости от их переменчивых настроений и страстей человека).

Малийского гитариста Ali Farka Toure часто называют ускользающим звеном между блюзом и традиционной музыкой Западной Африки. Хотя в его технике игры на гитаре и пении присутствуют элементы, близкие как блюзу, так и традиционной африканской музыке, такое утверждение кажется чрезмерно упрощенным. Рецензируя его альбом The Source, Sing Out! утверждал, что "паттерны его правой руки должны заводить покруче, чем присущие блюзменам крики в ночи, и Toure, кажется, гораздо меньше привлекает петь о "rambling, gambling, and fooling around", чем описывать хронику строительства оросительной системы деревни Dofana" (проект, ради которого он отправился в дорогу и оставил студию какое-то время назад).

Ali Farka Toure родился в Niafunke, небольшой деревнe отдаленного региона cеверного Мали (по другим источникам в 1939 в Gourmararusse), в племени Songhai (Sorhai?) в 1942. Этот район на самом краю Сахары, часто называемый Sahel, знаменит свои культурными традициями. Там же находится и мифический город Timbuktu.

"Tamasheck, Peul, Dogon, Songhai, Bambara, Bozo и Maure - семь рас, семь разных языков. Но мы живем все вместе в Niafunke".

Первым инструментом, на котором он учился играть ребенком, был однострунный gurkel, сделанный из тыквы, покрытой коровьей шкурой, с прикрепленным грифом и трещотками. Этот ритуальный инструмент Toure любит и по сей день.

"Во время игры, небеса распахиваются, и знания и мощь входят в исполнителя. Однако надо быть очень осторожным, потому что вас атакуют очень быстро. Если вы к этому не готовы, можно даже повредиться в рассудке".

Позже Toure освоил игру на n'jarka, однострунной скрипке, и в 1956 открыл для себя гитару после того, как увидел выступление великого гитариста Keita Fodeba, руководителя Национального Балета Гвинеи. Он учился играть сам, адаптируя техники игры на gurkel, однако, по его собственным словам, лет до 17 играл довольно посредственно.

Понимание музыки Ali Farka Toure требует понимания культурных различий между африканскими и американскими или европейскими музыкантами. Во многих регионах Африки исполнение музыки передается из поколения в поколение среди касты griots. Несмотря на то, что Toure не griot и более свободен в выборе стиля и техники исполнения, его восприятие музыки связано именно с этой традицией. Хотя его технику игры на акустической гитаре и относят к стилю Mande, он в равной степени свободно владеет другими техниками и плавно перетекает от одной к другой с непринужденностью, характерной для африканских гитаристов.

"Моя семья не была griots, так что я не получил никакой подготовки. Все, что у меня есть, - дар; Бог не каждому дает способность играть. Музыка - духовная вещь; мощь звука исходит от духа."

В 60х Toure работал звукоинженером и не собирался становиться профессиональным музыкантом. В те годы произошла его первая встреча с другим великим малийским гитаристом Boubacar Traore, которому он аккомпанировал на записях для радио. В дальнейшем их судьбы будут пересекаться еще не раз...

В конце десятилетия Ali Farka Toure представлял африканскую музыку в Бамако, столице Мали таким исполнителям, как Ray Charles, Otis Redding и, что было наиболее важным лично для него, легенде американского блюза John Lee Hooker. Поначалу Toure даже решил, что Hooker играет малийскую музыку, но затем понял, что "музыка просто взята отсюда". Он убежден и по сей день, что американский блюз корнями уходит в традиционную музыку Мали. Его потрясла исполнительская энергия Hooker и Toure начал включать элементы его техники в свою игру.
В конце 70х Ali Farka Toure поддерживал John Lee Hooker в его туре по Франции и тогда же начал собственную серьезную музыкальную карьеру. У него появилось несколько релизов на французском лейбле Safari Ambience, которые ему ничего не принесли, поскольку, по словам Toure, "авторские отчисления оказались миражом".

"Если бы я мог встретить его [главу лейбла] сегодня, я содрал бы с него кожу, швырнул в воду, вспорол горло и сделал бы из него фарш".

Его американский дебют - Ali Farka Toure - состоялся в 1989. Статья в Village Voice иллюстрировала различие между музыкой Toure и его идола: "Ali Farka Toure не долбит один буги-аккорд подобно John Lee Hooker. Он просто показывает возможность музыки развиваться в других направлениях." Журналист Guitar Player красноречиво утверждал, "В тот момент, когда музыка Ali Farka Toure отчетливо демонстрирует общие истоки музыки Дельты Миссисиппи и африканской саванны, объяснение такого сходства совсем не так непостижимо, как предпочитают считать некоторые этно-музыковеды. Toure, как и многие другие африканцы, слушал John Lee Hooker, Lightnin' Hopkins, Otis Redding и других из списка музыкальных автоматов в танц-холлах."
Альбомом The Source (1992) Ali Farka Toure начал приобретать коммерческое и артистическое признание. Он возглавлял список Billboard в категории World Music в течение одиннадцати недель, чему частично способствовало появление на альбоме в качестве гостей американского блюзмена Taj Mahal и гитариста Ry Cooder. В профиле Billboard, менеджер Nick Gold говорил о проблемах осуществления записи. У Ali Farka Toure нет телефона, так что Gold посылал факсы в столицу Бамако, которые вертолетом доставлялись в деревню музыканта.

Gold: "...из-за того, что все музыканты живут в разных частях севера Мали, было трудно пригласить их, а путешествие там не из легких. Так что остается только посылать курьера и надеяться, что люди все-таки появятся."

Во время краткого американского тура 1994 с Ry Cooder они достигли такого взаимопонимания, что позже смогли записать вместе альбом всего за четыре дня. Результат, Talking Timbuktu, был удостоен премии Grammy и в числе многих других наград отмечен как "Beyond Album of the Year" по опросу критиков журнала Down Beat.

Ry Cooder: "Вы можете подумать, что Ali просто оттягивается и джемует, но на самом деле все отстроено, потому что эти музыканты не джемуют. Американцы это любят, но африканцы этого никогда не делают. Они не выпячивают себя; они просто исполняют песню. И Ali говорит, что его мелодии - это древние мелодии и у них есть цель."

Toure всегда старался продвигать молодых интересных музыкантов, появлявшихся в Мали. В 1990 он помог заключить первый крупный контракт певице Oumou Sangare, в 1995 продюсировал альбом Bamako другого певца/гитариста севера Мали, Lobi Traore.
В июле-августе 2000 Ali Farka Toure вместе со своим учеником Afel Bocoum, незадолго до того выпустившим свой первый альбом Alkibar, совершили тур по профильным фестивалям и университетским залам США. Во время выступления на сиэттлском Womad USA Festival к нему присоединилась одна из лучших современных слайд-гитаристов, Bonnie Raitt, с которой они познакомились во время ее путешествия в Мали.

©1998-2002 sahua. Основного источника не существует. Составляющих же слишком много.