Очередная загадочная страна с желтого континента. Два слога, которые русским привычней воспринимать целиком, - Вьет-Нам.
По легенде вьетнамцы появились от любви короля драконов Lac Long Quan и горной принцессы Au Co. Некоторые из них остались в Северных горах с матерью, другие поселились вдоль Красной реки, основав Вьетнамское Королевство Van Lang в 2879 году до нашей эры. Старший сын дракона стал первым представителем династии Hung, которая веками правила страной.
Есть и более убедительные доказательства глубины истории Вьетнама. В Исследовательском институте Сайгона находится второй по древности музыкальный инструмент в мире - каменный ксилофон Dan Da с историей в шесть тысяч лет(первый - аналогичный ксилофон, который хранится в Париже). Настроенный в пентатонику, что интересно.
Вьетнам веками находился под властью «большого соседа» Китая, обрев независимость только после прихода к власти легендарной династии Ли(1010-1225). Таким образом Китай, наравне с находящейся рядом Индией, были той питательной средой, из которой появилась собственная культура Вьетнама.
"Большая часть музыки Вьетнама была утеряна во время войны. Затем правительство принуждало музыкантов меняться, считая традиционную музыку отголоском старых времен. Все, что касалось прошлого, было под запретом."
Традиционная музыка Вьетнама состоит из высокого искусства придворной музыки и танца
Hue, камерной музыки
Nhac Tai Tu, музыки для разных типов театра
Roi Nuoc,
Hat Cheo,
Hat Boi и
Hat Cai Luong, ритуальной музыки
Nhac Phat Giao(доминирующая форма буддизма - Махайяна/Великая Колесница), народных песен
Dan Сa и традиций этнических групп(всего 54, основные
Viet,
Cham и
Khmer). Принято отдельно рассматривать музыку Северного и Центрального Вьетнама, и такие уникальные регионы, как дельта реки Меконг и Сайгон(в 1975 переименованный в Город Хо Ши Мина).
Вокальную часть традиционной музыки составляют поэмы сунг и народные песни. В поэмах сунг мелодия четко не фиксирована, она меняется согласно "речевым модуляциям", присущим вьетнамскому языку. Подобные примеры есть в музыке Китая, Таиланда и, конечно, в племенной музыке Африки. То-есть, в зависимости от относительной высоты произносимого звука смысл слога меняется. Существует шесть "речевых модуляций", разделенных в три группы: ровные, мелодические и горловые с дополнительным делением на две высоты - высокую и низкую.
В поэмах сунг сначала создается "мелодия слов", которая и определяет принцип развития мелодии всей поэмы в целом.
В процессе декламирования исполнитель выделяет паузы и окончания фраз, добавляет орнаменты и устоявшиеся для каждой модуляции связки нот, артикулирует слоги, пытаясь выразить эмоции, заложенные в текст. Ритм свободный. Из описания понятно, что каждое такое исполнение глубоко индивидуально.
В традиционных песнях, наоборот, мелодия воспроизводится практически без изменений. Однако эстетический принцип chan, phuong, hoa, la (буквально: правда, искренность, цветок, лист) побуждает исполнителя добавлять "цветы и листья", орнаменты и ноты-связки к основной мелодии. Именно поэтому при исполнении вокальная и инструментальная линии расходятся в конце фраз.
Hue
Hue на протяжении полутора веков был столицей Вьетнама, сохранив и сегодня уникальный архитектурный облик благодаря большому количеству храмов, усыпальниц и мавзолеев. Камерная музыка периода расцвета города получила свое имя по его названию.
Несмотря на очевидную древность этой музыки, до сих не найдены достоверные источники о времени создания стиля и музыкантах, заложивших его основы. Hue развивался в ограниченном пространстве Королевского Двора в рамках придворного оркестра, об'единявшего лучших музыкантов своего времени. Помимо участия в оркестре эти же музыканты обучали музыке подрастающее поколение принцев, принцесс и высшей знати, с которыми потом часто выступали вместе. Очевидно, что такая близость способствовала доведению композиторского и исполнительского мастерства до абсолютного совершенства. Начало XX века считается пиком развития Hue.
Музыка Hue делится на вокальную и инструментальную. В качестве инструментов используются лютни Nguyet и Ty ba, струнный лук Nhi, цитра Tranh, монохорд Bau и флейта Sao. Оркестр может включать от двух до пяти инструментов в определенных сочетаниях. Певица играет на паре трещоток, с их помощью отсчитывая время.
Mua Roi Nuoc
Уникальное искусство Mua Roi Nuoc(Театр Марионеток на Воде) появилось во времена правления династии Ли. Следы самых ранних представлений были обнаружены сразу в нескольких местах, к примеру в знаменитом павильоне на воде озера Long Tri на территории пагоды Thay в провинции Ha Tay.
В ранних представлениях редко использовалась специальная сцена с декорациями, зрители просто располагались у кромки воды, в то время как кукловоды(мужчины и женщины), стоя глубоко в воде, исполняли разные сценки. Вода служила не только ширмой для кукловодов и управляющих нитей, но также была неповторимой бликующей и текучей сценой, равно как акустическим усилителем музыки и слов. Фейерверки были обязательной частью шоу.
Каждая марионетка представляет собой настоящее произведение искусства. Их изготавливают из дерева и покрывают специальным водостойким лаком. Один из главных персонажей - шут Teu, толстяк с широкой улыбкой; именно он появляется первым после открытия занавеса и представляет пьесу. Значительная часть пьес, как раньше, так и сегодня, появляется с подачи аудитории.
Ca Tru, иногда называемый Hat a Dao или Hat Noi(дословно: песня, спетая женщинами)
Ca Tru зародился как стиль в особых домиках hat a dao, где юные девушки развлекали мужчин музыкой и танцами(местный аналог гейш). Посещение таких домиков было традиционным способом отметить удачное событие в жизни или просто развлечься; к интимным услугам они отношения не имели. Для входа в домик мужчины покупали особые бамбуковые карты-бирки(Tru на китайском), а Ca - песня на вьетнамском. После выступления девушка получала гонорар пропорционально числу полученных от зрителей карт. Ca Tru вошел в моду в северном Вьетнаме в XV веке, когда увлечение им охватило все население от придворных до студентов. Представления стали давать уже не только в hat a dao, но и в частных домах. Основными зрителями оставались мужчины.
После августовской революции 1945 стиль был признан "унижающим достоинство женщин" и фактически запрещен. Однако сегодня он вновь приобрел популярность и исполняется как в традиционных домиках, так и на фестивалях.
Ансамбль Ca Tru состоит как минимум из трех человек. Певица(всегда женщина) одновременно ведет партию на барабане phach. Ей аккомпанируют исполнители на лютне dan day и барабане trong chau. Барабанщик на trong chau одновременно и критик - он показывает своей игрой, нравится ли ему исполнение и сама песня. Два удара выражают неодобрение. Dan day сегодня не используется нигде, кроме Ca Tru и за свою форму пользуется исключительной популярностью среди туристов.
Quan Ho
Чисто вокальная форма сельской народной музыки из провинции Ha Bac(около 30 км к северу от Ханоя). Своим зарождением Quan Ho обязан ежегодным праздникам, обычно весной, которые собирали вместе юношей и девушек. Места для таких праздников могли быть самыми разными - в общинном доме, у пагоды, в лодках на воде или просто в поле. Пели все вместе, то-есть разделения на зрителей/слушателей не существовало.
Несмотря на то, что сегодня этот стиль один из самых известных в традиционной музыке Вьетнама, своим происхождением он обязан небольшому району из 47 деревень площадью около 60 кв.км.
Tuong
Классическая опера Tuong сформировалась в XXII веке на основе китайской оперы Xi Ju и к XVII достигла своего расцвета. Пьесы представляют собой красочное зрелище из сильно стилизованных танцев, вокальных и инструментальных фрагментов. Сюжет достаточно прост, также минималистичны и декорации. Главная роль отводится актерам, которые должны своим мастерством донести культурно-символьный ряд происходящего. На сегодня известно около 500 пьес Tuong.
Аккомпанирующий оркестр состоит из следующих инструментов: гобой, двухструнная скрипка Nhi, барабан Chien, цимбалы, гонг, небольшая виолончель, колокольчик и храмовый колокольчик. Барабан Chien считается душой Tuong.
Cheo
Популярная опера Cheo представляет собой оригинальный синтез народных песен, танцев и декламации. Грань между зрителями и исполнителями очень тонкая. Невозможно исполнять пьесы Cheo на привычных нам театральных плащадках, это очень камерный жанр, которому больше подходит пространство в один-два бамбуковых мата в центре большой комнаты. Актеров трое: герой, героиня и шут. Несмотря на то, что шут(может быть как мужчина, так и женщина) поначалу воспринимается, как второстепенный персонаж, его функция очень важна. Это своеобразная социально-сатирическая роль, близкая роли циркового клоуна.
Шедеврами национальной сцены считаются пьесы Truong Vien, Kim Nhan, Luu Binh - Duong Le и Quan Am Thi Kinh. Звук аккомпанирующего барабана в Cheo звучит для уха вьетнамца настолько завораживающе, что никто не в силах противиться желанию посмотреть спектакль... по крайней мере, так говорят.
Cai Luong
«Новая» опера Cai Luong представляет относительно новый тип театра, сформировавшийся в городах(Tuong называют «придворным театром», Cheo - сельским/народным театром). Своим происхождением стиль обязан району дельты реки Меконг.
Основный эстетический принцип Cai Luong - vong co(буквально, ностальгия по прошлому). Этот тип вьетнамской оперы ближе к западному пониманию этого слова: главным притяжением для зрителей являются яркие и сильные голоса исполнителей.
Tay Son
Tay Son - это особый барабанный стиль музыки, предназначенный для исполнения на военных парадах. Происходит из провинции Binh Dinh, которая исторически была самой «военизированной» во Вьетнаме. Согласно легенде Tay Son обязан своим рождением трем героям, которые готовились к восстанию против оккупантов(в далеко отстоящие от американского вторжения времена). Одним из элементов подготовки новобранцев была игра на сете из 17 барабанов: на 12 барабанах нужно было играть ладонями, а на оставшихся 5 - головой, плечами и коленями. Тех, кто добивался в этом успеха, признавали мастером военного искусства.
Nhac Dan Toc Cai Bien
Недавно возникший музыкальный стиль, дословно - новая(или модернизированная) традиционная музыка. Именно ее образцы показывают туристам молодые вьетнамские музыканты, как правило, выходцы из Ханойской консерватории. В годы "нерушимой дружбы" там работало много преподавателей из Советского Союза, которые привнесли западные подходы к обучению и исполнению музыки. Довольно чуждые азиатской культуре, на самом деле...
Музыка этнических меньшинств
Самая малоизвестная на западе и, судя по всему, самая многочисленная стилевая группа. Я постараюсь собрать всю доступную информацию, но это будет непросто...
©2004 sahua d.
Сказки вне времени и реальных слов.